Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ИСТОРИЯ КИПРА

Глиняная модель святилища. 3-е тысячелетие до н.э. из некрополя Вунус

Глиняная модель святилища
3-е тысячелетие до н.э. из некрополя Вунус

 

Предыдущая    Начало    Следующая

Галина Росси
Эпоха быка

стр. 2

 

предыдущей цивилизации было связано с абстрактными концепциями о безличностных силах, проявляющихся во Вселенной, силах которые невозможно ни задобрить, ни прогневать, однако можно практически использовать, то в «эпоху Быка» появляется, а затем и полностью доминирует концепция всемогущих личностных богов, связанных с людьми разного рода особыми отношениями, требующих от людей полной покорности и зависимости. Главным символом этих отношений стал обязательный ритуал жертвоприношения. Наиболее наглядно эту тенденцию можно проследить на примере древнейшего библейского предания о первом сотворенном Богом человеке – Адаме и его потомках. Сотворение Адама приходится согласно библейской хронологии на 4004 год до н.э., то есть спустя 376 лет после начала «эпохи Быка». Адам, и его жена Ева находятся еще в особых отношениях с сотворившим их Богом и лично никаких жертвоприношений не совершают. Однако, уже их первые два сына – Каин и Авель – приносят дар от трудов рук своих (то есть первую жертву) Господу. В итоге Господь, только по одному ему известным соображениям принимает одну, и отвергает другую жертву, что явилось причиной первого братоубийства в среде новых людей. Именно этот эпизод можно рассматривать как своего рода начало культовой традиции совершенно нового типа. Кем бы ни был Бог, принимавший жертвы Каина и Авеля, одно можно сказать наверняка – это существо было могущественным настолько, что вызывало у первых людей благоговейное стремление выражать свою преданность принесением жертв, и в то же время достаточно близкое людям по своему типу мышления, чтобы таким странным и жестоким образом играть чувствами двух первых рожденных представителей нового человечества. Этот краткий и достаточно абстрактный библейский рассказ очень точно отображает самую глубинную суть нового мировоззрения, новой культуры, построенной на идеологии необходимости жертв высшим божественным существам, культуры, полной ментальной зависимости от этих божественных существ, наполненной запутанными ритуалами, странными обрядами и причудливыми суевериями. Со всей справедливостью истоки этой новой культуры усматриваются в области Месопотамии. С другой стороны новое мировоззрение подразумевало идеологию особого божественного избранничества и покровительства, и соответственно, экспансию и захват окружающих территорий. И нет ничего удивительного, что древние неолитические цивилизации, тихо угасавшие со своими абстрактными концепциями, ничего не смогли противопоставить экспансии новой культуры. Интересно отметить характерную деталь библейского повествования: первенец Адама Каин, будучи проклят Богом и изгнан в далекие земли «… познал жену свою; и она зачала и родила Эноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего Энох». Поскольку трудно представлять себе город, построенный отцом семейства всего лишь для трех человек, то, пожалуй, более правомерно предположить скорее не строительные, а организационные таланты Каина, создавшего свой город на «базе» поселения более древней эпохи. А всего лишь через семь поколений праправнук Каина – Тувалкаин стал «ковачом всех орудий из меди и железа», а брат Тувалкаина – Иувал стал отцом «всех играющих на гуслях и свирели». Как мы видим, технический и культурный прогресс развивался стремительно – явление, следов которого мы не находим и близко в предыдущие тысячелетия неолитической эпохи. Столь же стремительно развивался культ, быстро приобретавший формы феномена, известного нам сегодня под названием «религия». Все меньше места остается в нем для практической магии и абстрактных концепций, все больше места в нем занимают догматические предписания и религиозные ритуалы. Влияние именно этого типа культуры можно усмотреть в кипрских археологических находках «эпохи Быка». Особое внимание обращает на себя глиняная модель, изображающая окруженное стеной круглое в плане святилище с широким входом. Внутри, перед алтарем, восседает
 

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.