Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
ЛАРНАКА И ОКРЕСТНОСТИ

Архангел Гавриил. Деталь мозаики из церкви Панагии Ангелоктистос в Кити. VII в.

Архангел   Гавриил.  Деталь   мозаики   из  церкви   Панагии Ангелоктистос    в    Кити.    VII    в.

Предыдущая    Начало    

Коровина А. К., Сидорова Η. А.
Церковь в Кити и памятники ранневизантийского времени на Кипре

стр. 3

 

плохо сохранившуюся мозаику церкви Панагии Канакарии в Литранкоми, в восточной части острова. Как и в Кити, здание церкви в Литранкоми включает постройки различных периодов. Апсида, украшенная мозаикой, принадлежала раннехристианской базилике с двускатной кровлей, на месте которой после ее разрушения была воздвигнута сводчатая базилика; в XI—XII веках сводчатое покрытие было заменено куполом и пристроен нартекс (притвор). В таком виде эта церковь дошла до наших дней. Сохранившаяся в ней ранняя мозаика дает новый, отличающийся   от   церкви   в   Кити,   вариант    композиции   богоматери с архангелами. Богоматерь изображена сидящей на троне, младенец помещен прямо в фас на ее коленях; этот тип изображения, называемый кипрским, появляется здесь впервые; позже он получит широкое распространение в византийском искусстве. Белые с золотом одежды младенца красиво выделяются на фоне синего мафория богоматери; в рисунке лица младенца с огромными глазами и всей его фигуры преобладают темные контурные линии; мозаика была обрамлена широкой полосой с изображениями голов святых в медальонах на фоне акантовых листьев — некоторые из них сохранились. Линеарный стиль, появляющийся в этой мозаике, и техника ее исполнения с применением довольно крупных смальтовых кубиков сближают ее с такими произведениями ранневизантийского искусства VI века, как знаменитые мозаики в Равенне. Античные традиции, столь сильно чувствовавшиеся в мозаике Кити, здесь уступают место новым, чисто византийским приемам исполнения.
Развитие ранневизантийского искусства на Кипре, достигшего, как показывают приведенные примеры, высокого расцвета, было оборвано   начавшимся   в  середине  VII   века   нашествием  арабов.
В   течение   трехсот  лет — с   648   по   965   год   Кипр   постоянно подвергался опустошительным набегам арабов, от которых страдали главным образом прибрежные районы. Арабы не завоевывали остров — он оставался номинально под властью Византии,— но, разрушая города и селения, захватывая киприотов в плен и продавая их в рабство, они держали всё население Кипра в страхе постоянной угрозы вражеского нападения. Спасаясь от захватчиков, жители прибрежных сел бежали в горы, в глубь острова. Население на побережье сохранилось в основном лишь в крупных городах, таких, как Кирения, Лимасол, Пафос, которые были обнесены крепостными стенами. Естественно, что в таких условиях вся  жизнь острова, в том  числе  и  художественная,  пришла в упадок. Но все же Кипр продолжает оставаться местом, привлекавшим пилигримов со всех концов Византийской империи. Усиливаются связи с восточными странами — Сирией, Палестиной — главным образом за счет прибывающих оттуда на Кипр беженцев, спасающихся от арабских завоевателей.

Предыдущая    Начало    

 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.