Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
Афродита-Киприда
Глиняный кораблик из некрополя. Кипр

5

Галина Росси. Афродита-Киприда

 

Кроме того, Кинир поклялся, что обязательно даст пятьдесят кораблей. Однако свое обещание царь Кипра выполнил весьма своеобразно. В условленный день к греческим берегам подошел только один корабль, кормчий которого, по приказу Кинира, спустил на воду сорок девять маленьких глиняных корабликов, на которых сидели кукольные матросы. Это была отнюдь не шутка. Отправляя эти игрушечные кораблики, Кинир, таким образом, налагал на Агамемнона заклятие: по обычаю египтян, прижившемуся на Кипре, терракотовые лодочки всегда клались в могилы царям для путешествия в мир мертвых. В Амафунте, в районе Некрополиса, найдено большое количество терракотовых корабликов, возможно именно такие и были «подарены» Агамемнону.
Надо ли говорить, что Агамемнон был в бешенстве, однако физически отомстить в данный момент был не в состоянии, так как собирал войска на войну с Троей. Он пошел по другому пути – в свою очередь предал смертному заклятию Кинира. Позднее его заклятие исполнилось: Кинир вступил в кровосмесительную связь со своей дочерью, не ведая об этом, а, узнав, погубил себя.
С именем Кинира древняя историческая традиция и современная археология связывают строительство храма Афродиты в Палеопафосе (Древнем Пафосе), о чем упоминает Корнелий Тацит в «Истории»: «…храм поставил Кинир — на том самом месте, куда прибой вынес рожденную морем богиню».(1)
Это был наиболее эффективный метод для расширения зоны своего влияния в средиземноморском регионе, и Кинир избрал его после того, как укрепил свою власть на Кипре. Хотя никаких письменных упоминаний о месте, где происходили мистерии Афродиты, не сохранилось, многие исследователи склоняются к мысли, что, как и в культах других богов, обряды происходили обычно в священных рощах, где воздвигались специальные жертвенники. В одной из таких рощ Пигмалион просил Афродиту оживить Галатею. По преданиям, божество, как правило, само давало определенные знаки, и указывало, где именно надо воздвигнуть храм. Именно этой причиной объясняют то, что многие святилища находились в пустынных, далеких от жилья местах. Таким образом, исходя из дальнейшей всемирной известности кипрского храма Афродиты и его особой роли в культурной традиции античности, уместно предположить, что само место для постройки храма было выбрано отнюдь не случайно. Согласно единодушному мнению современных археологов и историков, в среде догреческого населения Кипра уже задолго до описываемого периода существовал древнейший, по сути своей оргиастический культ, обтекаемо определяемый современной наукой как культ «богини плодородия». На основе археологических находок считается, что «богине плодородия» начали поклоняться в районе древнего Пафоса до 3 тыс.до н.э., однако о сакральных деталях этих мистерий не сохранилось практически никакой информации

(1) Место, где расположен храм, находится на возвышенности, в нескольких километрах от береговой линии

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.