Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ПАФОС И ОКРЕСТНОСТИ

Пирам и Фисба. Мозаика из «Дома Диониса» в Новом Пафосе. III в. н. э.

Пирам  и  Фисба.  Мозаика  из  «Дома  Диониса» в  Новом  Пафосе.  III  в.  н.  э.

Предыдущая    Начало    Следующая

Коровина А. К., Сидорова Η. А.
Памятники Старого и Нового Пафоса

стр. 4

 

Другие сцены этой вымостки решены в более драматичных тонах. Особенно хороша композиция, рассказывающая историю двух влюбленных — Пирама и Фисбы; придя первой на свидание с Пирамом, Фисба, испугавшись львицы, убежала, потеряв свой шарф. Пирам, увидя, как львица терзает шарф его возлюбленной, решил, что Фисба погибла, и в отчаянии покончил жизнь самоубийством. Узнав об этом, Фисба также лишила себя жизни. К этой трогательной истории о верности влюбленных неоднократно обращалась античная литература. Мозаичист объединил в своем изображении разновременные мотивы: слева представлена Фисба, в страхе убегающая прочь, в центре вверху — львица, терзающая ее шарф. Пирам, спокойно лежащий справа, видимо, еще не знает о случившемся; он изображен в традиционной позе речного бога, с рогом изобилия в правой руке, опирающейся на опрокинутый сосуд, из которого вытекает вода. Зато фигура Фисбы в противовес спокойной позе Пирама полна движения: художнику удалось передать на ее лице охватившие ее страх и смятение. Богата колористическая гамма мозаики: дополняющие друг друга коричневые и синие тона одежд, светлая окраска тела Фисбы и более темная — Пирама; яркими красными пятнами выделяются обувь девушки и рог изобилия. Мастер умело использует светотеневую моделировку фигур.
Композиции «Пирам и Фисба» близка сцена, изображающая Посейдона, приближающегося к нимфе Амимоне. Столь же динамично трактована последняя сцена — Аполлон и Дафна. Бог, в стремительном движении представленный справа, настигает Дафну, которая, чтобы спастись от преследования, превращается в лавр.Западный портик атриума не случайно был украшен богаче других. Через него попадали в самую большую комнату дома, служившую парадным помещением — таблинумом. Пол ее также выложен богатым мозаичным ковром. К сожалению, его центральная часть, заполненная очень тонко исполненной сценой  сбора винограда, сохранилась довольно  плохо. Привлекают внимание живые детали, вроде птиц, клюющих ягоды, с любовью переданные мастером. Очень тонко сделан орнаментальный бордюр этой сцены в виде пышных, закручивающихся спиралями стеблей винограда с птицами или плодами между ними.
Вдоль восточной стены таблинума расположена еще одна фризообразная мозаичная картина с изображением триумфа Диониса. Именно с этой мозаики, случайно открытой в 1962 году, и начались раскопки этого здания, получившего, по ее сюжету, название «Дом Диониса». Бог вина представлен едущим на колеснице, запряженной двумя пантерами. Его сопровождают обычные его спутники — козлоногий Пан, менады и силены, играющие на различных музыкальных инструментах. С обеих сторон эту композицию фланкируют изображения Диоскуров с конями, помещенные в отдельных клеймах. Богатый геометрический орнамент в виде плетенки, расположенный широкими полосами, завершает вымостку таблинума.
Из других помещений «Дома Диониса» следует отметить комнату к северу от атриума, пол которой украшает мозаика с изображением Ганимеда, похищаемого орлом. Великолепно передан полет могучей птицы, сильный размах ее крыльев, на темном фоне которых вырисовывается светлая хрупкая фигурка мальчика. С фигурным изображением, помещенным в центральном клейме, прекрасно гармонирует сложный орнамент, окружающий его. Вообще орнаментальным мозаикам «Дома Диониса» свойственно чрезвычайное богатство и разнообразие мотивов. Во многих помещениях полы украшены мозаиками только с геометрическими узорами.Мозаики «Дома Диониса» отличаются высоким совершенством исполнения; заметна большая стилистическая близость отдельных композиций: вероятно, все они были исполнены одной группой мастеров.
 

Предыдущая    Начало    Следующая

 
 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.