Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
Афродита-Киприда

6

Галина Росси. Афродита-Киприда

 

Интересно отметить, что в расшифрованных местных силлабических письменах не содержится упоминаний имени Афродита. На Кипре в эту эпоху она известна под именем «Vanassa», которое современные лингвисты интерпретируют как «госпожа». Общеизвестное имя богини Афродита – не что иное, как один из ее титулов – «Пеннорожденная» («афрос»- по-гречески «пена») и появляется намного позже, в античных текстах греческих авторов 8 века до н.э., в то время как имя Ванасса естественным образом ассоциируется с принятым в латинской традиции именем богини «Venus», которое, судя по всему, является намного более древним, чем греческие аналоги.
Итак, из всего вышесказанного вполне можно сделать вывод, что на месте будущего храма в течение многих веков существовала особая священная роща, связанная с древнейшим, доахейским культом кипрской богини.
Первым этапом строительства храма было создание специальной площадки, называемой теменос, что означает «освященный участок, священное место», и имеет тот же корень, что и слово «темно» - «скреплять жертвоприношением, освящать жертвой». Теменос всегда отделялся оградой (или межой) от мест неосвященных, дабы предохранить священное место от возможного осквернения. По приказу Кинира место, где располагалось святилище Афродиты, имевшее размеры 20х50 метров было обнесено стеной сложенной из больших гладко отесанных каменных блоков и существенно отличалось от традиционного греческого храма. Это было открытое огражденное пространство, где находился жертвенник, не дошедший до наших дней, но который неоднократно пытались реконструировать, опираясь на сохранившиеся находки подобного типа. Вероятнее всего, что алтарь Афродиты, тесно связанный с местом культа был неподвижным (переносные жертвенники встречались в храмах крайне редко), имел четырехугольную форму и стоял на небольшом возвышении в несколько ступеней. Поскольку на алтаре приносились сожжения, то устроен он был под открытым небом, для того, что бы дым мог беспрепятственно подниматься к небу. Впрочем, в культе Афродиты часто упоминаются «безогненные» или «бездымные» жертвы, то есть жертвы не кровавые, которые не предавались сожжению. По словам Тацита «В храме принимают любых жертвенных животных, каких кто принесет, но для заклания выбирают самцов; прорицания считаются самыми верными, если они составлены по внутренностям молодых козлят. Обливать жертвенники кровью запрещается, лишь молитвы и чистое пламя возносятся с алтарей, и, хотя они находятся под открытым небом, не было еще случая, чтобы дождь залил огонь».
Сакральным центром святилища был находившийся под небольшим красивым навесом, темный серо-зеленый конический камень. Павсаний (II Культовый камень Афродиты. Музей Палео Пафосавек н.э.) упоминает, что видел камни – не обработанные и обработанные в виде куба, пирамиды или конуса - как культовые символы во многих храмах, где они служили предметом величайшего поклонения. О некоторых из таких камней рассказывали, что они являются аэролитами – то есть были посланы божеством с неба.
Так, в Эмесе центром поклонения богу Солнца был большой черный конусообразный камень (аэролит), олицетворявший Элагабала; в Дельфийском храме Аполлона хранился камень, который, согласно мифу, Рея запеленала вместо родившегося Зевса и подала Крону, пожиравшему всех своих детей. Крон проглотил этот камень, но после того, как был свергнут, изрыгнул его из уст, а победитель Зевс сбросил камень на священное место; в замке Пессинус (Турция) хранился большой метеорит конусообразной формы, олицетворявший «Мать богов».
В эзотерической традиции подобные камни считаются вместилищем жизненной энергии, и фиксированными точками Вселенной, своеобразными центрами, где человек может получить избыточную силу и овладеть с ее помощью самыми невероятными сверхъестественными способностями. Знаменитый камень Афродиты, служивший центральным символом культа богини, имеет форму трехгранной пирамиды, высотой 1.22 метра. Тацит пишет об этом камне так: «Идол богини не имеет человеческого облика, а напоминает мету на ристалищах — круглый внизу и постепенно сужающийся кверху. Почему он такой — неизвестно».
Сегодня этот камень называют «карадаш», что означает «черный камень», однако, это название появилось, вероятно, позднее эпохи расцвета культа

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18

 

Публикации сайта «Cyprus Explorer» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.
Указывать сайт «Cyprus Explorer» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Сайт открыт в июне 2008 г.